Бесплатный тест включает:
В эпоху информационных технологий, когда практически все необходимые сведения человек получает из телевизионных программ, статей в печатных СМИ и роликов на радио, а с другим человеком можно поговорить при помощи Scype (или просто обменяться сообщениями в одной из социальных сетей), мы практически перестали обращать внимание на запахи. Точнее, ароматы теперь ассоциируются только с брендовой парфюмерией и явными раздражителями (например, запах табачного дыма для некурящего человека), но никак не с эмоциями и душевным состоянием, как принято в странах Востока и обществах, которые не знают технического прогресса.
Компьютеру всё равно, как вы пахнете и как выглядите. Компьютер — бездушная машина, и, к сожалению, мы всё чаще предпочитаем электронное общество живым контактам. Тем не менее, способность различать запахи, к счастью, не атрофировалась. И остаётся одним из основных источников получения сведений об окружающем мире.
Несмотря на то что технологии практически вытеснили любую информацию, кроме звуковой и визуальной, запахи продолжают играть далеко не последнюю роль в нашей жизни. Хотя бы потому, что рецепторы обоняния передают сигнал в мозг намного быстрее, чем, например, индикаторы боли.
Чувствительные к ароматам клетки располагаются на слизистой оболочке носа; площадь поверхности, покрытой рецепторами, не превышает 5 см², но число клеток на ней составляет порядка 20 миллионов (!). По сути, это оголённые нервные окончания, чем и обусловлена высокая скорость передачи информации: рецепторы мгновенно улавливают молекулы вещества, сконцентрированные в воздухе (собственно, запах).
Особые клетки, ответственные за формирование носовых рецепторов, отличаются друг от друга; клетки каждого типа могут воспринимать только определённый набор запахов. Получая информацию, мозг ориентируется на тип клетки и выдаёт набор картинок и символов, которым (в нашем сознании) соответствует тот или иной запах. Таким образом, аромат становится сигналом опасности, признаком радости или предвестником боли. Так как человек — существо социальное, он с малых лет усваивает систему символов, помогающих распознать и правильно интерпретировать тот или иной аромат.
Кроме того, узнавание и восприятие запахов сопровождается выработкой определённых гормонов (за передачу сигнала, как мы уже говорили, отвечают рецепторы). Судите сами: когда пахнет гарью, мы чувствуем тревогу (потенциальная угроза пожара). Это значит, что в кровь поступил адреналин и другие вещества, отвечающие за самосохранение. Когда мы чувствует запах духов, которыми пользуется или пользовался наш любимый человек, мы чувствует спокойствие, сексуальное влечение и прилив нежности. Опять-таки, это работа гормонов и естественная реакция на раздражители (в данном случае, индивидуальная).
Информацию о запахах мозг хранит в несколько раз дольше, чем информацию о звуках или картинках, которые мы когда-либо видели
Частицы вещества, воспринимаемые органами обоняния (осмофоры), напрямую взаимодействуют с рецепторами (на уровне белков); гибкие молекулы воздействуют на несколько типов рецепторов одновременно, благодаря чему запах может быть смешанным (золотая жила парфюмеров, которые умело сочетают эфирные масла и отдушки)
Вкусовые рецепторы помогают человеку различить всего четыре типа пищи (горькая, кислая, сладкая, солёная); человеческий глаз без специального оборудования воспринимает несколько основных цветов и оттенков; в свою очередь, нос способен различать около 10 тысяч запахов
Нет ничего удивительного в том, что умные и предприимчивые люди решили использовать особенности человеческого носа в своих корыстных целях. Идея проста как мир: если запах может вызывать определённые ассоциации и менять поведение человека, значит, этого самого человека можно заставить сделать что-либо, используя определённый запах или комбинацию ароматов. Например, купить товар или воспользоваться вашими услугами.
Маркетологи совместно с парфюмерами и психологами провели многочисленные исследования, и теперь у специалистов по аромамаркетингу есть база данных ароматов и эмоций, которые они вызывают (в конце статьи мы приведём таблицу соотношений).
Аромамаркетинг позволяет создавать запахи, которые стимулируют продажи и помогают настроить клиента на нужный лад. Если посетитель вашего магазина совершил покупку однажды и остался доволен товаром, в его подсознании сформируется привязка «запах цитрусовых — магазин N». И всякий раз, почувствовав аромат свежего лимона, он будут испытывать желание прийти в магазин снова и купить что-нибудь.
Авиатранспорт — пейшс, ваниль оранж, лимон
АЗС -кофе, каппучино
Аквапарк -марина, блю, пасифик океан, грае
Бани, сауны — реджойсинг, рефрешинг, ревитализинг, ойл оф ориент, релакс натура
Банки, финансы — грейпфрут, абена, пасифик
Бизнес-образование — цитрусовые (за исключением мандарина)
Боулинг, бильярд — вальд, тропические фрукты, фрут энд фрэш, оранж джус, ваниль-оранж, цитрусовые, ягодные
Бракосочетания, регистрация новорожденных — бальзам энд кэа, клубника со сливками, банан, цветочные
Бутики — кожа сандал, вишня, абена, бен, лидия, софия, зиано, вальд
Галантерея — ваниль, лимон, лаванда, базилик, мята
ГИБДД — пэйшне, лаванда, цитрусовые, зеленый чай, релакс натура
Гостиницы, пансионаты — цветочные, фрукты, роза, марина, карибик, тоскана, сиана, абена, саммер дрим
Детские товары, игрушки — банан, попкорн, киви, абрикос, клубника
Дисконт-центры, секонд-хэнд — ваниль, лимон, лаванда, базилик, мята
Домашние животные — фрэш офис, блю, саммер дрим
Железнодорожный транспорт — пэйшне, лаванда, цитрусовые
Женская одежда — ваниль, мята, лимон, базилик, лаванда, цветочные ароматы (орхидея, роза)
Загородный дом, сад, коттедж -цитрусовые, лес, свежеспиленное дерево, дуб, сосна, манго
Здоровье, красота, спа — ваниль, лимон, мята, холидей ван, пасифик, энерджи, тропикана, лесные ягоды
Знакомства — вишня, фрукты, иланг
Казино, клубы — абена, бен, тропикана, кожа-сандал
Кино, театры, концерты — парфюмерные композиции, поп корн, фрукты, тропикана
Клубы — табак, вишня, цитрус, манго, холидей ван, орандж джус
Книги, канцтовары, художественные изделия — цитрусовые, ваниль оранж, ваниль, кофе, капучино, саммер-дрим
Кожаные изделия — абена, кожа-сандал, кожа-табак, кожа
Компьютерные игры и клубы — тропикана, фрукты, кофе, капучино, булочки
Консульства, визовые службы — фрэш офис, саммер дрим, пейшне, пинк грейп, креатив, корица, мята
Мебель, интерьеры — дерево, абена, пасифик окан, свежесрезанное дерево, каппучино-ваниль (кухня), грейпфрут
Медицина — пэйшне, лаванда, цитрусовые
Мужская одежда — запах натуральной кожи, дуба, дорогого табака
Музеи, дворцы — по направлению выставок
Музыкальные магазины — абена, фрэш офис, тропикана, фрукты, саммер дрим
Нижнее белье — ойл оф ориент, гармони, саммер дрим, лаванда, бальзам энд кэа, клубника со сливками, орхидея, ваниль, ваниль+персик
Обувь — абена, фрэш офис, тропикана, фрукты, кожа
Офисы — фрэш офис, саммер дрим, цитрусовые (лимон, лимон+мята, мята, грейпфрут), липовый цвет
Подарки, сувениры — хвоя, гвоздика, корица, мандарин,
Почта, сберкассы, междугородный телефон — ваниль оранж, фрэш офис, саммер дрим, пейшне, липовый цвет, вербена
Продовольственные магазины, супермаркеты — арбуз, дыня, фрукты, кофе, булочки, шоколад, лимон, копченое мясо, свежеиспеченный хлеб
Рестораны, кафе — кофе, каппучино-ваниль, кофе с пирожными, лесные ягоды, каппучино-кофе, свежая выпечка, можжевельник, манго, кокосовый ликер, шоколад, амаретто, лесные ягоды
Ритуальные услуги — лаванда, альфа и омега, медитация
Секс-шоп — клубника, клубника со сливками, мускус, иланг-иланг, вишня, абрикос, оил оф ориент, ваниль
Спортивные товары, оборудование — велнесс актив, лимон, грэйпфрут
Страховые компании — тропикана, фрукты, фрэш офис, велнесс актив, лимон, грэйпфрут
Торговые комплексы, универмаги — абена, тропикана, пасифик океан, ваниль-оранж, мята, марина спорт
Туристические фирмы — холидей ван, тропикана, морские, кокос, экзотические фрукты, цветочные ароматы, киви
Фитнес-центры — велнесс актив, лимон, грэйпфрут, эвкалипт, кипарис, цитрусовые ароматы
Ювелирные изделия, часы, антиквариат — саммер дрим, фрэш офис, бен, софия, ваниль+персик, абена, сандал, вишня
Юридические услуги, адвокаты — цитрусовые, энерджи натура, креатив